Музей Самарской Архитектуры

при поддержке Министерства культуры Самарской области

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЁТ

по результатам работы Экспертной панели «Проектные инструменты пространственного развития города: тенденции и проблемы», которая прошла в Самаре, 12 марта 2020 г., в Доме архитектора.

В работе экспертной панели приняли участие президент МААМ, доктор архитектуры, академик РААСН, народный архитектор России Боков А.В., вице-президент САР, председатель Совета по градостроительству САР, профессор ВШЭ Наринский Д.М. (модератор), советник РААСН, кандидат архитектуры Спиридонов В.Ю (г. Екатеринбург), председатель правления Союза архитекторов Прикамья профессор МААМ, почетный архитектор РФ Шамарин С.А. (г.Пермь), вице-президент САР, председатель правления Самарской организации САР, профессор МААМ и СамГТУ Корякин Ю.М.

Глава городского округа Самары Лапушкина Е.В., главный архитектор Самарской области Баранников А.И., руководитель Управления главного архитектора Самары Галахов И.Б.; доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН, зав. Кафедрой Градостроительства АСА СамГТУ Ахмедова Е.А., начальник Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы Кутырева Н.А., заместитель Главы городского округа Чапаевска Илясов Д.И., делегация Ульяновской организации САР, преподаватели Пензенского ГУАС, преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты АСА СамГТУ, практикующие архитекторы Самары и Самарской области.

В ходе работы Экспертной панели были представлены доклады приглашенных экспертов, раскрывающие сложившуюся ситуацию в планировании и проектировании пространственного развития городов, состоянии архитектурной и жилой среды, управлении градостроительными процессами.

Д.М. Наринский определяет мастер-план, прежде всего, как связующее звено между стратегическим и территориальным планированием. Цели и задачи стратегии социально-экономического развития через мастер-план приобретают пространственные характеристики в результате совместной деятельности профессиональных групп и различных слоев городского сообщества при его разработке. Мастер-план - как составная часть стратегии социально-экономического развития или в виде отдельного документа - содержит цели, принципы, приоритеты, ключевые проекты, целевые показатели и может быть рассмотрен как «эскиз» генерального плана, как развернутое техническое задание, качество которых в настоящее время крайне неудовлетворительно.

Наринский Д.М. призвал к пересмотру принципов функционального зонирования и поиску иных способов структурирования территории города на основе анализа различной динамики развития его отдельных пространственных образований.

В докладе представлен целый ряд мастер-планов и концепций пространственного развития: первый в РФ Стратегический мастер-план Перми (2010), конкурсный проект Концепции развития Московской агломерации (2012), материалы конкурса на Концепцию пространственного развития города Севастополя (2015), Стратегия пространственного развития Екатеринбурга (2017), Концепция пространственного развития (мастер-план) Южно-Сахалинска (2018), Мастер-план Владивостока (2018), Мастер-план города Свободный. Последний утвержден распоряжением Правительства РФ от 22.07.2017 №156-р «Подготовка стратегии пространственного развития (мастер-плана) г .Свободного как основы для актуализации генерального плана и правил землепользования и застройки г. Свободного, а также подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования».

В своем докладе Боков А.В. обострил проблему депрофессионализации градостроительной и архитектурной деятельности. Многие ведомства имеют свои стратегии, но целостное виденье будущего всегда принадлежало архитекторам. Нет органа, аккумулирующего весь комплекс знаний о городе, отвечающего за обучение и повышение квалификации специалистов. Порядка 11 структур регулируют сферу пространственного развития. Новая система измерения условий жизни «списана» с западных городов, имеющих свои культурные традиции и ушедших в обеспечении комфорта городской среды намного вперед.

Не может быть противопоставления мастер-плана и генплана. Отечественный генеральный план — это стратегия каркаса, это «физически осязаемые принципы существования городской ткани». При разработке генплана особенно важны предпроектные исследования, проходящие профессиональные и общественные обсуждения. Прежде, чем переходить к градорегулированию, необходимо создать то, что можно регулировать.

По утверждению Бокова А.В., базовым типом жилья является свой дом с выходом на улицу, что повышает ответственность граждан перед социумом. Мир движется к метагороду, меняя представление о городе как противоположности деревне (70% американского жилища расположено в субурбии). В нашей же стране продолжается наращивание самого затратного строительства многоэтажных домов, вызывающее огромные проблемы жилищно-коммунального хозяйства (и социальные, и экологические). Их доля в национальном жилом фонде должна быть строго ограничена. Докладчик привел пример города Иркутска, где старые дома превращаются в «палаццо», возрождая наиболее гуманную среду городов пореформенной России XIX – нач. XXв.в. «Культура, история — это то, что формирует репутацию города, его ткань, его жизнь» а не ТОЛЬКО экономика.

Боков А.В. рекомендовал разработать три стратегии для Самары: 1)Реконструкция исторического центра. 2) Развитие пригородов (60% людей хочет жить в своем доме). 3) Реновация кварталов многоэтажной застройки, гуманизация жилой среды микрорайонов.

Спиридонов В.Ю. поделился опытом разработки Мастер-плана города Екатеринбурга (2017). Документы территориального планирования должны быть максимально открытыми и содержать вероятностные прогнозы развития города. Четыре типа документов пространственного регулирования:

* Концепция или стратегия пространственного развития города.

* Мастер-план.

* Комплексная схема создания комфортной среды и благоустройства города.

* «Цифровой близнец («двойник»)» территории города.

В докладе приведены примеры разработанных концепций (стратегий) пространственного развития городов Екатеринбурга («Стратегия пространственного развития»); Омска («Концепция пространственного развития»), Уфы («Концепция пространственного развития»), концепций пространственного развития агломераций Казани, Воронежа и Краснодара; а также мастер-планов Перми («Стратегический мастер-план градостроительного развития Перми «Преобразование города», 2010) и Омска («Мастер-план развития Омска», 2019).

В Концепции пространственного развития Омска представляет интерес схема «Макрозонирования застроенных территорий города», где выделены территории стабилизации, территории мягкого преобразования и территории реновации, включающие реновацию производственных территорий, многоквартирной и индивидуальной жилой застройки, а также территорий трансформации и развития.

Тринадцать городов-миллионников РФ имеют документы формирования современной городской среды и комплексного благоустройства в виде программ в текстовой форме, имеющих краткосрочный характер. Исключением является Москва, утвердившая в 2003 году Генеральную схему комплексного благоустройства города, содержащую графическую часть. В докладе показаны предложения Уральского ГАХУ : «Концепция градостроительной стратегии формирования комфортной среды Ноябрьска» и «Архитектурно-планировочная концепция формирования комфортной городской среды Ямало-Ненецкого автономного округа».

Была представлена модель «Цифрового двойника» города (Спиридонов В.Ю., Шабиев С.Г.) и принципы ее работы, а также показаны успешные зарубежные примеры анализа «Больших данных» и «цифровой двойник» города Санкт-Петербурга. Спиридонов В.Ю. подробно остановился на работе Мастерской генерального плана Екатеринбурга, ее структуре и роли в градостроительном развитии города.

Шамарин С.А. считает приоритетной разработку мастер-плана для проблемных территорий города. Опыт Перми показывает, что очень проблематично осмыслить в одной работе территорию в 800 квадратных километров и протяженностью 60 км по Каме. Мастер-план не «сработал» в отношении идеи компактного города, реорганизации промышленных территорий, использования особенностей ландшафта, реконструкции кварталов сложившейся застройки. Сказалось непонимание зарубежными авторами местных исторических и природных условий. Но и современная непродуманная градостроительная политика не поддерживает гуманитарный, в целом, характер мастер-плана. Экспансия массовой жилой застройки включает в оборот все новые территории, расширяя город без создания локальных центров в удаленных от исторической части районах.

Активизируется участие горожан в обсуждении проблемных событий в градостроительстве, но только в социальных сетях. Официальные публичные слушания так зарегламентированы, что не оставляют возможности жителям высказать свое мнение. В то время, как во Франции создан специальный орган, ответственный за повышение градостроительной культуры граждан.

В Перми существует опыт построения взаимоотношений города и застройщика: допустимое отклонение от градостроительных регламентов ПЗЗ (превышение этажности) накладывает на застройщика обязательства строить городские инфраструктурные объекты.

По мнению Шамарина С.А. генеральный план города как стратегический документ на длительный расчетный период не будет работать: меняется власть, градостроительная политика, возникают новые социально-экономические условия, изменяется законодательство.

В результате обсуждения докладов и состоявшейся дискуссии участников Экспертной панели можно резюмировать следующее.

  1. Стратегические планы социально-экономического развития муниципалитета, устанавливающие цели и задачи достижения определенного уровня качества жизни людей и комфортности городской среды, рекомендуется сопровождать разработкой стратегий пространственного развития (концепций пространственного развития, мастер-планов) на основе принципов максимального сохранения природных ландшафтов, исторических и культурных ценностей, улучшения экологии, функционального и пространственного разнообразия, приоритета удобного общественного транспорта, создания системы качественных общественных пространств и соразмерной человеку архитектурной среды, поддержания баланса социальных и экономических интересов, оптимального баланса частных и общественных территорий.
  2. Стратегии пространственного развития (мастер-планы, концепции пространственного развития) должны базироваться на комплексных научных исследованиях территории с опорой на широкое участие гражданского общества без четкого временного порога действия и не входить в систему обязательных документов территориального планирования. Накопившийся за последнее десятилетие опыт ряда крупных городов России показывает эффективность стратегий пространственного развития при принятии конкретных градостроительных решений.
  3. Целесообразно принципы и методику «мастер-планирования» использовать также при разработке документации по планировке новых городских территорий либо проблемных застроенных территорий, требующих преобразования для развития жилой застройки, создания общественных пространств и рекреационных зон.
  4. Положения стратегий пространственного развития необходимо использовать при подготовке развернутых технических заданий на разработку генеральных планов, приобретающих более прагматичный характер с определенным первоочередным сроком реализации, обусловленным не только программами развития социальных, транспортных и коммунальных инфраструктур, но и прогнозируемой (создаваемой) инвестиционной привлекательностью территории, деятельностью инициативных агентов саморазвития города.
  5. Генеральный план включает в себя каркас пространственного развития города, требующий длительной реализации - транспортную инфраструктуру, магистральные инженерные сети, общую планировку и принципиальное функциональное назначение застроенных и не подлежащих застройке территорий. По мере реализации первоочередных задач генеральный план «продвигается» во времени в соответствии с принятыми стратегическими решениями и корректирует их, при необходимости, с учетом новых условий. Потребность в обновлении стратегического плана возникает естественным образом при существенном изменении парадигмы существования городского сообщества или состояния окружающей среды.
  6. Управление пространственным развитием города в условиях перехода к информационно-коммуникационным технологиям немыслимо без реформы органов местного самоуправления, обеспечивающих градостроительную деятельность. Демонтированный институт главных архитекторов городов должен быть замещен системой непрерывного анализа и проектирования городской среды с формированием местных профессиональных подразделений, ведущих «цифровой двойник» города, аккумулирующих знания о ключевых аспектах пространственного развития муниципалитета и претворяющих стратегии пространственного развития, решения генерального плана в конкретные правовые акты институтов городской власти. Многолетний опыт Мастерской генерального плана Екатеринбурга демонстрирует эффективность работы подобного муниципального предприятия, имеющего также право разрабатывать и вносить проекты изменений в генеральный план городского округа.
  7. Градостроительная политика в сфере жилищного строительства требует кардинального пересмотра на всех уровнях управления пространственным развитием. Безумный вал массового многоэтажного строительства уродует российские города, разрушает историческую среду, деформирует социальные отношения, угрожает экологической безопасности и создает колоссальные проблемы для будущих поколений. Стратегические планы и гуманистические идеи мастер-планов будут дискредитированы, если мы не вернем архитектуре достойное место в развитии города.

Видеозаписи докладов Экспертной панели представлены на youtube-канале самарского Дома архитектора