Музей Самарской Архитектуры

при поддержке Министерства культуры Самарской области

 

Замечания по проекту внесения изменений в генеральный план г.о. Самары

Замечания по методологии разработки документа:
 
Существенным моментом при реализации документов территориального планирования является преемственность принимаемых решений как основы устойчивого развития города. Принятый ранее генеральный план нуждается в тотальной переработке только в случае полной невозможности его исполнения по причинам социально-экономического характера либо в случае взрывного изменения существующей ситуации.
Ни того, ни другого в настоящее время в положении городского округа Самары не наблюдается. С отставанием по объёмам, но в соответствии с генеральным планом 2008 года идёт развитие селитебных зон, строительство объектов транспортной и инженерной инфраструктуры. Исполнение не реализованных проектных решений может занять ещё не один год. Поэтому проект внесения изменений в генплан должен раскрыть причины конфликтных ситуаций, возникших при реализации действующего документа, и показать пути их разрешения, а не разрабатывать этот документ заново. В этом смысл современного подхода к территориальному планированию как к инструменту управления пространственным развитием города.
 
Отсюда первое замечание: в Обосновывающих материалах должна появиться карты функциональных зон, транспортной и инженерной инфраструктуры с нанесёнными на них объектами, территориями и зонами по действующему генеральному плану, подлежащие пересмотру по тем или иным причинам (Ст. 23 ГрК РФ, п. 8, ч.9), а также обоснование принимаемых решений по внесению изменений.
 
Второе. Отсюда же вызывает сомнение и целесообразность таких позиций как «первая очередь» и «расчетный срок» в десять и двадцать лет соответственно. В соответствии с ГрК РФ (ст.26) реализация генерального плана городского округа осуществляется путём подготовки документации по планировке территории, создании объектов федерального, регионального и местного значения, а также путём выполнения программ комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур, содержащих графики выполнения конкретных мероприятий. Поэтому срок реализации генерального плана зависит от срока реализации планов органов местного самоуправления, региона и Федерации. Целесообразно показать первоочередные градостроительные мероприятия - первоочередные не по времени, а по необходимости устранения острых проблем, что послужит основанием для разработки проектов планировки и подготовки комплексных программ с установлением конкретных сроков реализации. Здесь же должны быть показаны мероприятия уже действующих программ.
 
Замечания по отдельным положениям:
  1. Трудно читаемы условные обозначения функциональных зон, когда на одном чертеже совмещены три состояния: расчетный срок, первая очередь и существующее положение. Считаем целесообразным Карту функциональных зон представить в виде трёх отдельных изображений: существующее положение, первоочередные мероприятия, перспективное состояние.
  2. Непонятна необходимость в применении определения «жилая зона многофункционального назначения».
  3. Вызывает сомнение сохранение на расчетный срок всех огромных массивов дачного хозяйства и садоводства в северо-восточной части города, в части которых уже идёт процесс перевода участков под индивидуальное жилищное строительство и объекты обслуживания (район улиц Алма-Атинской, Стары Загоры, Ракитовского шоссе, Мехзавода и др.).
  4. Не отражена потребность жителей в индивидуальном жилищном строительстве: по данным социологических исследований, приведённым в обосновывающих материалах, более 50% жителей многоквартирных домов хотели бы жить в своём односемейный доме.
  5. Неверно показаны границы аэропорта Кряж.
  6. Чрезмерна территория общественно-деловой зоны в район торгового центра «Космопорт».
  7. Не показаны планировочная структура и названия уже существующих в смежестве с городской чертой прилегающих населенных пунктов. Город не заканчивается у городской границы, со временем они неизбежно вольются в Самару, поэтому никто не запрещает показывать нависающее событие.
  8. Не показана улица Самарская как реально сложившаяся магистраль городского значения и опорный элемент транспортного каркаса.
  9. Не показано соединение продолжения улицы Авроры с улицей Лукачева и далее с Волжским проспектом, призванных также стать опорными элементами транспортного каркаса.
  10. Вызывает сомнение перевод Южной обводной дороги в скоростную магистраль, что отсечёт город от набережной реки Самары. Целесообразно сохранить её как городскую магистральную улицу регулируемого движения.
  11. В материалах по обоснованию, Книга 7 «Мероприятия по выявлению, охране и использованию объектов культурного наследия», необходимо более подробно представить преимущества предлагаемого статуса исторического поселения федерального значения по сравнению с региональным.
  12. Представлено огромное количество планируемых мероприятий, но не даны экономические обоснования; хотя бы на первую очередь показать стоимость транспортной и инженерной инфраструктуры.
 
Отдельно о проблеме изображения функциональных зон на картах генплана, ставших предметом не утихающих споров о степени их соответствия территориальным зонам правил землепользования и застройки. В Градостроительном кодексе четко прописано, что территориальные зоны устанавливаются с учетом функциональных зон генерального плана, сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а не в соответствии. ПЗЗ являются правовым документом, а не градостроительным проектом. Законодатель не даёт ни перечень функциональных зон генплана, ни возможного положения их границ, но, в то же время, рекомендует шесть основных видов территориальных зон и примерный перечень их границ и допускает «иные виды территориальных зон» на усмотрение составителей Правил (ст.35 ГрК). Это ещё раз подчеркивает принципиальное отличие территориального планирования и градостроительного зонирования. Генеральный план показывает вероятное, желаемое положение планировочной структуры в некотором будущем. Правила же жестко фиксируют существующие сегодня права владельцев земельных участков с указанием на исчерпывающий перечень возможных видов изменений недвижимости.
 
Для избежания все же возникающей путаницы в трактовке двух документов предлагается упростить изображение функциональных зон, положив в основу преобладающий характер использования и назначения территории, оставив детализацию правилам землепользования и застройки.
Так, например, селитебная зона может быть представлена жилыми зонами и зонами общественного назначения.
 
В свою очередь, жилые зоны дифференцируются на сегменты низкой плотности ( застройка индивидуальными домами со своими участками), средней плотности (застройка безлифтовыми многоквартирными домами) и высокой плотности ( многоквартирные дома выше пяти этажей). Границы функциональных зон проходят по магистральным улицам районного значения, без изображения жилых улиц. В селитебной зоне показываются крупные торговые комплексы, территории крупных спортивных сооружений, районные и областные больницы и т. п. Аномальные образования внутри жилых территорий (предприятия, коммунальные объекты) могут не отображаться в генплане, а содержаться в территориальных зонах Правил ЗиЗ с прописью ограничений на их использование.
 
Зоны общественного назначения должны быть дифференцированы по их определению в Градостроительном кодексе (как территории свободного доступа) и по степени существующей и ожидаемой (назначаемой) концентрации общественных функций в «теле» застройки. Вот этот момент и смущает тех, кто воспринимает зону какой- либо функции так же, как некий материальный объект, не понимая условный характер границы функции.
Функция не может быть привязана буквально к границам каких либо участков земли ( в отличии от территориальных зон ПЗиЗ). Например, жилую функцию невозможно локализовать даже в пределах жилой ячейки, так как индивидуальные средства труда позволяют заниматься производственной деятельностью и в квартире, и в собственном доме. Где провести грань между общественной и жилой зонами, если первые этажи многоквартирного дома заняты магазинами, кафе, офисами? Или так: крупное общественное здание своим обликом придает окружающей застройке иной характер; подходы, подъезды, автостоянки усиливают его экспансию в «чужую» зону.
 
Поэтому в генеральном плане Зона концентрации общественных функций показываются с приблизительными границами, на основе тщательного изучения складывающихся тенденций и знания объективных закономерностей развития планировочной структуры города. Так, в основном чертеже» генплана Самары 2008 года нашла отражение неравномерно районированная модель Высоковского А . А. с « достраиванием» связевых» элементов и развитием локальных ядер общественной активности.
Подобным образом можно подойти к обобщенному изображению и других функциональных зон.
 
Высказанные выше замечания и предложения, несомненно, требуют прямого обсуждения в творческой обстановке с авторами проекта генерального плана, до рассмотрения на Градостроительном совете. Состоявшееся одно заседание секции ГС было явно недостаточным. При этом необходимо критически отнестись к Заданию на проектирование, которому, безусловно, следовали разработчики генплана. Поэтому предлагаю принять решение Градостроительного совета о доработке документа по замечаниям (либо их мотивированного отклонения) и представить его на повторное рассмотрение.
 
 
Корякин Ю.М.